Особенности ухода за автомобилем в дальней дороге
2024-05-14
1263
Завершились традиционные майские праздники, дни становятся всё длинней, и это значит, что наступает высокий сезон для авто- и мотопутешествий. Как надо действовать до начала дальней поездки и во время неё, чтобы автомобиль вас ни в чём не подвёл?
Для этого, в частности, нужно уделять побольше внимания колёсам и шинам. Например, не стоит испытывать судьбу, отправляясь в путешествие на потрёпанной, видавшей виды резине. Ведь не секрет, что с изрядно поношенным протектором в разы возрастает вероятность проколов и иных сквозных повреждений шин. А самое главное, что в дождливую погоду на старых шинах с плохо различимыми канавками протектора вы рискуете в одно мгновение потерять контроль над автомобилем. Учтите: внезапный отзыв шины от поверхности шоссе на образовавшейся водяной прослойке ещё опаснее, чем неожиданный выезд на гололёд. Коэффициент сцепления при формировании водяного клина между дорогой и шиной не то что минимальный, по факту он вообще нулевой. Попытки притормозить или сменить курс в ситуации аквапланирования оказываются бесполезными. Более того – они могут повлечь за собой фатальные последствия.
К примеру, когда автомобиль с вывернутыми колёсами в конце концов продавит водяной слой, шины резко зацепятся за поверхность шоссе. Последующий моментальный бросок автомашины в ту сторону, куда вы до того непроизвольно крутнули руль, может поставить окончательную точку в вашей поездке.
Поэтому в дальнюю дорогу едем только на свежей резине с достаточным запасом по глубине протектора, который в случае дождя будет эффективно отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. И не забываем про необходимость соблюдения предписанного скоростного режима. Ведь чем выше темп движения при интенсивных осадках, тем больше вероятность возникновения того самого смертельно опасного аквапланирования.
Перед дальней дорогой, помимо проверки исправности элементов рулевого управления и ходовой части, необходимо быть уверенным в точной настройке шасси и в правильной балансировке каждого колеса. Естественно, что используемые шины не должны иметь грыж либо искривлений на рабочей поверхности. А если до поездки в каких-то шинах случались проколы, которые были залечены с помощью резиновых жгутиков, то такой временный способ ремонта следует исправлять. Не поленитесь, навестите хорошую шиномонтажную мастерскую и попросите специалиста более качественно заделать место сквозного повреждения, предварительно удалив жгутик. Само собой, процедура устранения статического и динамического дисбаланса после ремонта шины должна выполняться сразу же, без лишних напоминаний.
И до поездки, и во время неё при остановках не ленитесь лишний раз взглянуть на протектор каждой покрышки. Своевременное удаление застрявших мелких предметов пойдёт шине только на пользу.
Теперь вспомним о простейших способах контроля за давлением воздуха в пути. Визуальная оценка равномерной штатной деформации боковин у всех шин – это раз. Нажатие ногой с определённым усилием на верхнюю часть каждой шины – это два. И, наконец, прикладывание ладони к протектору при остановке после езды – это третий способ контроля за давлением по нагреву.
Опытные водители грузовиков иногда навскидку проверяют давление по звуку от постукивания монтировкой по боковине шины. Ведь на тяжёлых грузовиках давление воздуха выше в разы, поэтому относительно звонкий или, наоборот, глуховатый звук тоже является способом проверки.
Недокачанная шина всегда больше греется, чем те, в которых давление будет нормальным. Разница даже в несколько градусов отлично ощущается плотно прижатой ладошкой. Ну, а помыть руки после такой проверки – дело совсем несложное.
При выборе величины давления перед поездкой дел передних, так и для задних колёс надо учитывать ещё и степень загруженности автомобиля. Неслучайно у многих автомашин на центральной стойке кузова в проёме передней двери либо на внутренней стороне лючка топливного бака имеется особая заводская наклейка. Там зачастую бывают указаны конкретные значения давления воздуха как для передних, так и для задних шин: а) при езде только с одним пассажиром и б) с заполнением всех сидений в салоне вместе с загрузкой багажника. У немецких автомобилей нередко встречаются ещё и рекомендация по корректировке давления в зависимости от скоростного режима. У нас при движении по практическим автомагистралям это тоже имеет практическое значение.
А ещё всегда нужно быть уверенным в надёжном креплении колёс. К сожалению, в некоторых шиномонтажных мастерских неквалифицированные сотрудники так затягивают пневмогайковёртом колёсный крепёж, что от запредельного усилия деформируются нитки резьбы. Плохо, когда вы в дороге не можете отвернуть перетянутые болты или гайки, даже опираясь ногой и всем своим весом на баллонный ключ. Но ещё хуже, когда сильно смятая резьба не выдержит нагрузки где-нибудь на ходу. Учтите: отвалиться может как незатянутое колесо, так и колесо с чрезмерной перетяжкой крепления. Грозным сигналом об опасном люфте в крепеже становится резкое пощёлкивание со стороны колёс, особенно хорошо различимое при наборе скорости.
Привычка время от времени прислушиваться к шуму, издаваемому автомобилем, является безусловно полезной. Появление необычных, нештатных шумов обычно свидетельствует о возникновении каких-то неисправностей. Стоит отметить, что иногда ненормальные звуки в движении бывают похожи на те, что считаются нормой.
Например, гул изношенных подшипников ступиц задолго до их разрушения довольно сложно отличить от равномерного гудения шин, катящихся по шершавому асфальту.
Тут надо обратить внимание на возможное усиление или, наоборот, полное исчезновение монотонного гула во время прохождения затяжных виражей. Пологий поворот всегда перераспределяет нагрузку с колёс одной стороны на другую. Соответственно, изменение нагрузки на негодный подшипник либо усиливает шум от него, либо приглушает его заунывное пение: вот вам и готовый диагноз.
И поскольку сегодня нашей главной темой при рассказе про авто путешествия является состояние шин и колёс, нельзя не упомянуть про вспомогательные страховочные средства. Обязательно возьмите с собой в дорогу хороший электрический компрессор.
Во многих случаях при незначительной утечке воздуха из повреждённой шины он позволяет за счёт периодической подкачки добраться до ближайшей шиномонтажной мастерской, не заморачиваясь заменой пробитого колеса на «запаску». И в том же запасном колесе перед поездкой тоже необходимо проверить давление воздуха. Дополнительная возня с его подкачкой во время возможной замены в пути вряд ли поднимет вам настроение.
Пара лёгких противооткатных упоров под колёса – ещё одна нелишняя позиция в перечне комплектации автомашины.
Желаю, чтобы каждое ваше авто путешествие было комфортным и безопасным без малейших технических проблем со стороны хорошо подготовленного автомобиля!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович