Заблаговременная забота о сезонной смене шин
2024-08-21
5629
Как это часто бывает, лето заканчивается быстрей, чем хотелось бы, и многие автомобилисты уже задумываются о том, на чём они будут ездить в течение грядущего холодного сезона. Речь, разумеется, идёт о зимних шинах, свежее поступление которых уже вовсю заполняет складские помещения специализированных шинных центров.
Можно точно предсказать одно обстоятельство: по мере приближения холодов зимние покрышки дешеветь однозначно не будут, поэтому есть смысл запастись новой зимней резиной заранее, в комфортных условиях при широком ассортименте товара.
Напомню о критериях пригодности поношенных зимних шин, которые должны вас сориентировать в тактике дальнейших действий.
Первое, на что следует обратить внимание – это глубина протектора. Если высота выступов на рисунке протектора составляет менее четырёх миллиметров, то с такой шиной пора попрощаться. По-хорошему, к указанной минимальной величине надо иметь запас на эксплуатационный износ резины, чтобы вам её хватило до весны - пару миллиметров, не меньше.
Второй момент: у ошипованных моделей критичной становится потеря значительной части шипов. Количество пустых гнёзд в самом крайнем случае никак не должно выходить за величину 30% от общего числа шипов в точно такой же новой шине.
Другим важным критерием для зимних шин традиционно считается их возраст. По мнению специалистов, покрышки старше пяти лет эксплуатировать нецелесообразно. Просто со временем изначально мягкая резина высыхает и, что называется, дубеет. А жёсткий протектор – плохой помощник для водителя, особенно на скользкой дороге.
Если говорить о фрикционных шинах без шипов, то в продаже могут встречаться модели двух типов. Европейский вариант предназначен в основном для езды по хорошо очищенному от снега асфальту, как в мокром, так и в сухом состоянии. Их достоинство – довольно высокая износостойкость, но у нас на европейских шинах зимой будет комфортно ездить разве что по центральным улицам, да и то не всегда. Сильный снегопад или крепкий мороз плохо сказывается на работоспособности зимних шин европейского типа.
Гораздо лучше для сибирской зимы приспособлены шины скандинавского типа с иным, более мягким составом резины. Их отличительной особенностью является так же большое количество мелких извилистых прорезей-ламелей в каждой шашке протектора. Разница в эластичности резины между европейским и скандинавским типом шины хорошо ощутима даже при простом нажатии ногтем на поверхность протектора. Поэтому, если хотите ездить на фрикционных шинах, берите северный вариант. В абсолютном большинстве ситуаций он предпочтительнее того, на чём ездят в Центральной и Южной Европе.
Однако большая часть сибирских водителей отдает предпочтение шипованной зимней резине: всё-таки во многих случаях на шипах проще преодолевать последствия капризов зимней погоды. При выборе шипованных шин следует обращать внимание на качество заделки шипов, а также на количество рядов по всей ширине протектора. Чем их больше – тем лучше.
Чтобы окончательно определиться с конкретной моделью покрышек, полезно ознакомиться с результатами сравнительных испытаний шин, которые так любят проводить солидные автомобильные издания. Сухие цифры замеров при выполнении различных маневров дают возможность для выявления фаворитов по соотношению рабочих качеств и, разумеется, цены.
Теперь – о размерности выбираемых вами покрышек. Здесь, безусловно, нельзя отступать от того, что прописано автопроизводителем. Однако сейчас большинство машин продаётся с несколькими вариантами колёс, что означает дополнительные возможности для выбора. Если большую часть зимы автомобиль ездит по чистым и ровным улицам города, то можно для зимних шин оставить ту же размерность, что и для летних. Но для езды в условиях гололёда, сильного снегопадов, намёрзших шишек, а также колдобин предпочтительно установить зимние шины меньшей ширины, зато с более высоким профилем. Логика здесь проста: во-первых, узкие шины лучше прорезают рыхлую снежную кашу, что повышает курсовую устойчивость автомобиля в сложных погодных условиях с обильными осадками. Во-вторых, увеличенная высота боковины при прежнем наружном диаметре колеса помогает лучше поглощать удары и толчки от ледяных наростов. В качестве удачного примера комплектации седана бизнес-класса можно привести такой вариант: на лето семнадцати дюймовые колеса и шины с размерностью 245/45 R17, а на зиму колёса диаметром 16 дюймов и соответствующие сезону покрышки с размерностью 225/55 R16. На самом деле, несложные арифметические подсчёты позволят легко подобрать оптимальное сочетание ширины и высоты профиля шины с учётом изменения диаметра колеса. Конечно же, при покупке второго комплекта колёс надо убедиться в том, что они подойдут на ваш автомобиль по всем ключевым геометрическим параметрам. Ширина обода, диаметр расположения и число крепёжных отверстий, так называемый вылет колеса относительно ступицы, диаметр центрального отверстия в диске - каждая из этих величин имеет важное значение.
Теперь вопрос: сколько шин покупать, две или четыре? Среди водителей встречаются особо «экономные», которые приобретают только две новеньких зимних покрышки на ведущую ось, а на другой не ведущей оси оставляют летние шины.
Надо ли говорить о том, насколько велик риск применения такого, с позволения сказать «винегрета»? Убраться с дороги в гололёд на машине разношиннице проще простого. Не случайно Правила дорожного движения предписывают установку всех четырёх шин только одного типа в зависимости от сезона, хотя на разных осях допускается попарно использование двух различных моделей покрышек. Но наиболее безопасным вариантом с точки зрения управляемости безусловно является замена шин на новый комплект одной моделью по кругу.
С шипами всё понятно, естественно, они только для зимы, а вот на фрикционных шинах, рассчитанных под холодный сезон, должна быть надпись «Winter» либо снежинка. На зимних покрышках для кроссоверов или внедорожниках, может встречаться маркировка M+S, Mud+Snow, по-русски «Грязь+снег». Есть такие обозначения? Значит, вы точно берёте именно зимние шины.
Ну, а для благополучного завершения летнего сезона полезно придерживаться общепринятых правил эксплуатации шин. Регулярно осматривайте протектор, вовремя удаляйте застрявшие в нем предметы. Как минимум раз в две недели проверяйте давление воздуха в шинах. При появлении неравномерного износа резины, а также при изменении положения спицы руля проверьте состояние рулевого управления и элементов подвески. Односторонний увод машины при движении по прямой и нездоровую вибрацию на руле тоже нельзя оставлять без внимания. После замены изношенных или поврежденных деталей отрегулируйте углы установки колёс.
Счастливого вам пути на технически исправном автомобиле!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович